Российские и советские подстаканники
Подстаканник – атрибут русской чайной традиции, который ассоциируется с душевными и неторопливыми семейными застольями, железнодорожной романтикой. Изделие приятно держать в руках, рассматривая затейливые узоры, наслаждаясь духом свежезаваренного напитка. Стакан не трескается даже от крутого кипятка, так как металлическая подставка быстро поглощает тепло. Чай согревает, но не обжигает руки за счет удобной ручки.
В этой статье мы поговорим об истории подстаканника в России, об отечественных чайных традициях. Сейчас подставки - скорее привет из прошлого, чем часть быта. Предметы чайной сервировки покупают для пополнения коллекции, для украшения интерьера в кафе или на кухне, для возрождения культуры чаевничания.
Появление подстаканников в России
Существует несколько версий появления подстаканника в нашей стране. По одной из них, первые подставки под стаканы с горячими напитками были изготовлены новгородскими мастерами из дерева (17 век). Их украшали растительным орнаментом. Появлению подстаканников на новгородчине предшествовало создание первых стеклянных стаканов. По другой версии, подстаканники были завезены с востока и распространились вместе с развитием сети железных дорог как атрибут путешествия, повышавший комфорт пассажиров.
Одина из самых старых подставок под стакан с чаем, дошедшая до наших дней, была изготовлена на Тульском оружейном заводе в конце 18 столетия. Дно изделия было закрыто, чтобы можно было наливать согревающие напитки в сам сосуд, например, пунш.
Изначально чай из подстаканников пили исключительно мужчины. Ближе к 19 веку в России появились маленькие дамские подстаканники. Размер подставок под горячее питье отличался, так как по правилам этикета женщинам полагалось пить и есть меньше мужчин.
Сюжеты и материалы для подстаканников
Наиболее высокохудожественные подстаканники изготавливали в 19 веке, в дореволюционный период 20 века. Для придания аксессуару торжественности использовали драгоценные металлы, технику литья, штамповку, чеканку, цветную ретушь, придумывали для украшения различные композиции. В подражание застольным древнерусским чаркам в верхней части изделия наносилась резьба в виде пожелания, чаще всего «Пейте на здоровье». Подстаканники знатных семейств украшали монограммой или именем хозяина.
В середине 19 века подставки под стаканы с горячим чаем выполнялись в стиле нео-рококо или неоклассицизма, во второй половине столетия – в «русском стиле». Последнему были присущи простонародные мотивы: «бочонки», «берестяные кузовки», «бревенчатые заборы».
На рубеже веков на подстаканниках любили изображать славных богатырей, прекрасных царевен в кокошниках. В первое десятилетие 20 века в моде были аксессуары для чаепития с лошадями, сценами охоты и сопутствующей атрибутикой. Эти сюжеты впоследствии перекочевали на советские столовые приборы.
Подстаканник «Зимняя тройка», мельхиор, артель имени В. М. Молотова, г. Мстера, СССР, 1955 год
После революции 1917 года выпуск подстаканников как пережитка буржуазной жизни практически прекращается. Но эти атрибуты чайной традиции успели полюбиться обществу, прижились не только в домашних буфетах, но и в пассажирских поездах, общепитах. Поэтому в период НЭПа их производство возобновляется. Первые советские экземпляры, которые были копиями дореволюционных моделей, поставлял завод «Платиноприбор». Их изготавливали на конфискованном оборудовании. Также производством занимались частные артели.
Начиная с 30-х годов подстаканники выпускаются массово. На них изображалась символика новой власти, рабочие и крестьяне, вожди, достижения страны, значимые события и даты, цветы. Подставки стали еще одним средством наглядной социалистической пропаганды. Применялись техники литья, гравировки, выдавливания рисунка.
Подстаканник рельефный «В память о Всесоюзной сельскохозяйственной выставке», латунь, литье, артель «1-я ювелирная фабрика», СССР, 1939 год
После Великой Отечественной войны на подстаканники шли отходы штамповочного производства, их форма упростилась. С развитием металлургической промышленности предметы сервировки производят из нержавейки, алюминия, мельхиора. Самыми дорогими были мельхиоровые подстаканники с сюжетами об освоении целины, космосе, стройках. Они были атрибутами чаепития партийных работников, вручались в качестве награды призерам соревнований. Также подставки украшали цветами, портретами знаменитостей.
Подстаканник «К звездам. Валентина Терешкова», мельхиор, Мстерская художественная фабрика «Ювелир», СССР, 1968 год
Все советские подстаканники снабжались клеймом, на котором обозначался материал, цена, изготовитель. На подставках из госзаказа, выпускавшихся для нужд пассажирских поездов, воинских частей и других госструктур, цена не указывалась, так как они не были предназначены для свободной продажи.
Заводы по производству подставок находились в каждом крупном городе страны. Большое количество подстаканников закупало Министерство путей сообщения. Чай в поездах подавали в подстаканниках, что было удобно и безопасно. Аксессуары делали стандартного диаметра, независимо от места изготовления. Производством подставок из латуни и мельхиора занимались Ленинградский ювелирный завод, Кольчугинский завод, Мстерская ювелирная артель, Киевский завод столовых приборов и другие. Сканью украшали подставки в Красном на Волге, Мстере. Алюминиевые производили в Москве, Ленинграде, Мытищах, Минске, Днепропетровске. Подстаканники РЖД используются по назначению и в наше время.
Подстаканник «РЖД. Россия живет дорогами», мельхиор, Россия, 2000-2010 гг.
Кольчугинские подстаканники
Подстаканники широко распространились при С.Ю. Витте, когда он занимал должность министра путей сообщения. Витте сделал их обязательным предметом обстановки пассажирского поезда. Стакан сохранял устойчивость во время вагонной тряски. Министр отдал крупный госзаказ на подстаканники купцу А.Г. Кольчугину – владельцу Товарищества Латунного и Меднопрокатного заводов. Производство подставок впервые стало поточным, серийным. Именно Кольчугиным была задана их классическая форма и размер. «Кольчугинский завод цветных металлов» - по сей день крупнейший производитель подстаканников в России и мире.
Блестящие пластины-заготовки будущих подстаканников мастер кладет под пресс для нанесения оттиска узора, каждую выравнивает вручную. Их делают в основном из латуни. Края изделия скрепляют между собой высокотемпературной газосваркой. Дно соединяют со стенками, загибая их края на специальном станке. Изгиб ручки – ручная операция.
Латунные и медные заготовки покрывают защитным и декоративным покрытием, они приобретают серебристый оттенок. 5-10 процентов изделий покрывают серебром, 100-200 коллекционных экземпляров – золотом.
Гравировка наносится вручную, мастера могут выполнить любой заказ. Востребованные сюжеты – герб России, символ Олимпиады-80, «Три богатыря», «Охотники на привале», Московский кремль.
Подстаканник «Советский космос», мельхиор, Кольчугинский металлургический завод, СССР, 1960-1980 гг.
Российские чайные традиции
Чай стали завозить в Россию еще при Иване III, но современники не сумели оценить его по достоинству, и напиток ушел в забвение. Интерес к чаю пробудился при царе Михаиле Федоровиче Романове, стал популярен при дворе.
Дворяне придерживались британской культуры чаепития: пили чай из фарфорового сервиза за безукоризненно накрытым столом, часто с молоком. Целью застолья было не насыщение, а светская беседа. Именно в дворянской среде прижился обычай пить чай из стеклянных стаканов, устанавливая их в изящные серебряные подстаканники. Традиция постепенно забылась, возродившись вновь в трактирах для простонародья. Чай смешивали со спиртным.
Купеческий чайный стол ломился от разнообразной выпечки, варений, закусок. Чаепитие было долгим, «до седьмого пота». Использовался один заварочный чайник с очень крепкой заваркой, которая разводилась кипятком из самовара непосредственно в чашке. Традиция двухчайниковой заварки сохранилась до наших дней.
В мещанской среде использовали более дешевые сорта чая, более простые закуски. Светская беседа сопровождалась песнями, игрой на музыкальных инструментах.
Крестьяне и рабочие пробовали настоящий чай в трактирах, дома довольствовались его травяными аналогами.
До революции чай доставляли, в основном, из Китая. Русские купцы обменивали его на ткани, кожи, меха, изделия металлургии. После Октябрьской революции в стране наступил «чайный период», продолжавшийся до 1923 года, когда организация «Центрочай» распределяла огромные конфискованные запасы частного чая по предприятиям для бесплатной выдачи заварки рабочим и военнослужащим. Была поставлена цель снизить зависимость СССР от импорта чая. Его стали выращивать в Грузии, Азербайджане, Краснодарском крае.
Напиток из отечественного сырья уступал по качеству привозному. Для лучшего заваривания на чайник надевали утепленный колпак, который шили из разноцветных лоскутков в виде женщины в пышной юбке – «бабы на чайник».